О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Челеби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже - в 1817 году.
Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет "прекрасный" в те времена мог относиться исключительно к каменному строению. Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим? Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, татарское население в панике покинуло город. Уходя, татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм. Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд "нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное". Упомянутое предместье - это и есть армянский квартал.
Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов. Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и дервишеские монастыри (их в городе тогда было три). Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища. Началась расправа с христианами. По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь св. Николая была превращена в один из мусульманских храмов. Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома - на другом месте. Строить решили из дерева. Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили.
В "Справочной книжке города Евпатории и его уезда", изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: "Вне крепости находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами".
Упомянутая каменная церковь "с тремя вратами", заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она, действительно, имеет три входа - западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей. Сооружалась церковь довольно долго - постоянно не хватало денег. Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён. Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению. Минуло несколько лет, началась Крымская война. Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма... По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты. Также вы можете посетить город Севастополь, для этого вы можете заказать такси на сайте http://evpatoriya.simferopol-aeroport.taxi/sevastopol/ . Достопримечательностей в Севастополе не меньше чем в Евпатории. Чтобы все их посмотреть, вам не хватит одного дня.
Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться.
А после сильного ливня неожиданно проступили старые французские "автографы".
Чётко видна дата - 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп... Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь).
В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм. Церковь зовётся армяно-григорианской - по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь.
При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений. В планы городских властей входит реставрация этой церкви с последующей, видимо, передачей её армянской общине. Через несколько лет памятник архитектуры начала XIX столетия отпразднует 200-летие своего основания.
Церковь святого пророка Илии — ныне действующая церковь. Храм, расположенный на набережной города, является памятником архитектуры под охраной государства и входит в популярный экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим» в Евпатории.
Адрес храма — Евпатория, ул. Братьев Буслаевых, 1. В дореволюционные времена отсюда в сторону запада начиналась новая часть города.
Церковь святого пророка Илии была построена в 1911-1918 гг. греческой общиной города. Архитектор — А. Л. Генрих. До революции в этой церкви служил известный ученый – византиевед, новомученик Елизарий. Прихожане храма были подданными Греции, поэтому он после революции еще довольно долго был действующим — до 1936 года. С конца 50-х церковь святого прока Илии была переоборудована под спортзал. К юбилею города в 2003 году на звонницу церкви пророка Ильи был поднят колокол высотой в 89 см и диаметром 84 см. «Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии» — такая на нем надпись.
Здание церкви святого пророка Илии сравнительно небольшое, но смотрится внушительно и торжественно. Крупные лаконичные детали оформления фасадов, гладкие темноватые стены из пиленого камня, звонница над входом, традиционно крестообразный план храма — обращенный на стороны света. По своему внешнему облику – это типичная церковь греческого образца.
Внутренние интерьеры украшены поразительными фресками в новогреческом стиле. Сейчас в Церкви святого пророка Илии находится лампада с живым огнем, специально доставленная из храма в греческом городе Закинтос.
Пятничная мечеть Джума-Джами (в пятницу, по преданию, родился пророк Магомет) была заложена в Гезлеве спустя год после коронации Девлет-Гирея I - в 1552 г. известным турецким зодчим Ходжа Синаном. Строительство велось долго, более десяти лет, и завершилось, как предполагают, в 1564 г. Под сводами нового храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское Ханство (фирман), скрепленное здесь же подписью хана в специальном акте, который хранился в мечети постоянно.
Это единственная многокупольная мечеть в Европе, памятник мирового значения. В списке сооружений Синана она числится под номером 77. В ней проходило коронование всех крымских ханов. Во дворе мечети находятся могилы турецких генералов, погибших в период русско-турецких войн ХVIII-ХIХ ст.
Недавно мечеть Джума-Джами реставрирована полностью: капитально восстановлены минареты и галерея главного входа, заменены по сохранившимся образцам пришедшие в негодность архитектурные детали снаружи и внутри.
Синагога Егия-Капай (еврейский молитвенный дом) также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 г. на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах. Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих. А для туристов здесь проводятся экскурсии.
Центральный вход в синагогу расположен с западной стороны здания. Следовательно, противоположная стена с алтарём ориентирована на восток. А точнее, на Иерусалим. Над шестиконечной звездой можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай. Центральный вход в синагогу расположен с западной стороны здания. Следовательно, противоположная стена с алтарём ориентирована на восток. А точнее, на Иерусалим.
Около двух десятилетий здание выполняло свойственные ему функции. Но в 1930 г. советская власть закрыла синагогу. Долгое время помещение использовалось не по назначению. А во время Второй мировой войны фашисты и вовсе устроили здесь конюшню. Лишь после обретения Украиной независимости здание вернули еврейской общине Евпатории. Начались длительные реставрационные работы. Наконец 16 августа 2003 г. синагога Егия-Капай была вновь торжественно освящена.
Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих. А для туристов здесь проводятся экскурсии.
Заложенный в конце 19 века Свято-Николаевский собор в Евпатории — второй в Крыму по величине, вместимости, площади, высоте после Владимирского собора в Херсонесе. Евпаторийский собор — важный элемент архитектуры исторической части города, который в обязательном порядке показывается на популярной экскурсии «Малый Иерусалим».
Храм возводился в честь освобождения Евпатории и всего Крыма от англо-турецко-французских войск во время Крымской войны (годы 1854-1856). Сбор пожертвований на его сооружение шло от начала девяностых годов XIX века. В 1892 году на средства императорской казны началось сооружение собора. 5 с половиной лет — и проект архитектора Бернардацци претворился в жизнь. Заблестел под солнцем византийскими куполами Собор св. Николая Чудотворца!
Свято-Николаевский собор можно найти, прогуливаясь по центру города, точный адрес — Тучина 2. Он издали виден с моря. Николаевский собор рассчитан на количество около двух тысяч прихожан.
Свято-Николаевский собор оригинально сочетает в своем оформлении три вида крестов. Первые вид — георгиевские кресты, олицетворяющие доблесть воинов, павших в Крымской войне. Византийские кресты на колоннах указывают на тот факт, что Свято-Николаевский собор является миниатюрной копией Святой Софии в Константинополе. И, конечно же, русские православные кресты на куполах.
Храм интересен не только своей архитектурой, но и историей. Свято-Николаевский собор появился в 1893 году как символ освобождения Евпатории от неприятелей во время Крымской войны. Французы, англичане и турки в 1854 году взяли город без единого выстрела, а спустя два года так же тихо покинули город.
С апреля 1954 года в районе набережной Евпатории появились французские корабли в количестве двух штук, перепугав и сбив с толку значительную часть евпаторийцев. Вражеские суда в течении нескольких месяцев то приплывали в тихую гавань, то покидали ее. Наконец, 1 сентября ранним утром к городу приблизились сразу 80 неприятельских кораблей и высадили десант. Евпатория, будучи без войска, не оказывала сопротивления. Через короткое время численность оккупационных войск в городе превысила 40 000 человек.
Основные бои шли в Севастополе, и неприятели использовали Евпаторию в качестве форпоста. Русские войска под командованием генерала-лейтенанта Степана Хрулёва сделали попытку освободить город, но в неравной схватке потерпели поражение и были вынуждены отступить. 5 февраля 1855 года записан в историю Евпатории как массированный обстрел города.
30 марта 1856 года – в этот день в Париже воюющие стороны подписали мирный договор, заставивший Российскую империю пойти на ряд уступок, и оккупанты покинули город.
В память этих событий было решено возвести новый Свято-Николаевский собор. Новый собор появился на месте старой Николаевской церкви, сильно пострадавшей в годы оккупации. Инициатором строительства выступил протоиерей Яков Чепурин, активно помогали ему со сбором средств многонациональные общины города — еврейская, караимская, мусульманская, армянская, греческая.
Сам император Александр III распорядился выделить из казны 36 тысяч рублей на строительство Свято-Николаевского собора.
Освящение храма во имя Святого Николая Чудотворца состоялось 16 февраля 1899 года. Процедуру освящения в честь покровителя торговцев и мореплавателей Николая проводил Преосвященный Никон, епископ Вольский.
У северного входа Собора св. Николая, за оградой виден маленький крест. Он установлен на месте захоронения врача Н. Оже, знаменитого тем, что он впервые применил лечение сакскими грязями в качестве научно обоснованных. За свою врачебную практику, спасшую многие людские жизни, Оже получил звание потомственного дворянина и был похоронен на территории Собора св. Николая.
В глубине церковного двора находится памятник — еще один крест, на месте престола сгоревшей греческой церкви. В знак признательности за помощь в обретении независимости своей Родины во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, греческая община бескорыстно передала это место под русский православный собор. Собор св. Николая Чудотворца стал историческим местом, где побывал сам император России Николай II с семьей в 1916г.
После революции Собор св. Николая Чудотворца разделил горькую участь многих православных церквей: его то закрывали, то открывали, он использовался под склад для хранения пшеницы и в качестве художественной мастерской. Чудом выстоял Собор св. Николая и в годы Великой Отечественной войны – его не успели взорвать советские войска при отступлении.
Текие (монастырь) дервишей — уникальный памятник крымско-татарского народа. Это одно из первых культовых сооружений османов-турок на Крымском полуострове и одна из старейших построек средневековья в Евпатории. Дервиш в переводе с персидского языка означает «нищий», «бедный», и движение странствующих монахов-дервишей возникло в противовес существующему на то время (около 800 года н.э.) и стремящемуся к богатствам высшему мусульманскому духовенству. Дервиши — люди набожные и сосредоточенные на поисках спасения души.
Странствующие монахи исповедовали принцип: «В миру, но не от мира сего». Они переписывали книги, врачевали, предсказывали будущее, толковали сны, продавали магические амулеты и жили по своим законам, пользуясь большим уважением в Крыму и восточных странах. Их богослужения были необычными, в Европе по сей день ходят легенды о сопровождаемых песнопениями и ритуальными плясками молитвах дервишей.
Достоверных и точных сведений о постройке архитектурного ансамбля Текие дервишей в Евпатории нет. Известно, что его начали строить в XV веке, и вплоть до XVIII века появлялись разные пристройки. Здание религиозной достопримечательности отличается аскетичностью. Вокруг центрального здания — 19 темных и тесных келий. У входа в монастырь построена мечеть.
Экспозиция Текие дервишей представляет быт монахов в старинных экспонатах. Посетив Текие древишей в Евпатории можно узнать из чего ели монахи, что носили, на каких музыкальных инструментах играли. Кроме того, в экспозиции представлены такие уникальные экспонаты из личной коллекции директора музея этнографии Алифе Яшлавской, как женский пояс из серебра и золота, головные уборы ручной работы, различная утварь.
Адрес Текие дервишей: Крым, г. Евпатория, ул. Караева, 18. Ориентир – угол улиц Караева и Интернациональной.
Караимские кенасы в Евпатории с 1837 года стали духовным центром караимов России. Замысел о создании духовной обители возник в XVIII ст, а разрешение построить караимские кенасы было получено в 1803 году. С 1921 года для храма настали нелегкие времена. Советская власть несколько раз закрывала оба храма, на священной для караимов территории Большой и Малой кенас располагалась благотворительная столовая и экспозиция краеведческого музея. В 1999 году здание Малой кенасы было восстановлено силами караимов. Евпаторийские Караимские кенасы сегодня — это памятник архитектуры XVIII ст. государственного значения.
Крымские караимы или караи — самый малочисленный тюркский народ (около 2000 человек), один из самых уникальных народов на планете. Караимы очень бережно относятся к своей культуре и обычаям. На богослужения караимы не пускают посторонних, известно только, что женщины и мужчины молятся отдельно. Караимы молятся небесному заступнику Тэнъри в храме «кенаса», от слова «канос» — что в переводе означает «собирать».
Крепостные ворота древнего Гезлева расположены в исторической части Евпатории, неподалеку от мечети Хан-Джами и Свято-Николаевского собора. Рядом - в 150 метрах - набережная.
ИСТОРИЯ
После гибели Керкинитиды на берегах Евпатории наступило почти тысячелетнее затишье. Но жизнь не исчезала совсем. а в XIV веке, на месте стертой с лица земли Керкинитиды, был заложен город-крепость Гезлёв, славяне называли «Козлов», который был похож на большинство средневековых городов.
Османской империей в 1475 году, на территории бывшей Керкинитиды, (где к тому времени существовало лишь небольшое поселение), была построена крепость Гезлев. Название ее происходит от сочетания двух тюркских слов: «гез» - глаз и «лев» - дом. Центр города Гезлев был обнесен мощной по тем временам крепостной стеной с воротами, башнями и рвом, за которым находились жилые кварталы разноязычного населения. Боевая крепость города была огромной и имела форму пятиугольника.
Со временем город приобрел значение второй, морской столицы Крымского ханства. Гезлев был застроен густо. Узкие кривые улочки делили город на кварталы: мусульманский, армянский, караимский, греческий, цыганский. Город Гезлев славился своими мечетями, красивыми фонтанами, удобным водопроводом и турецкими банями. Здесь родился один из более известных представителей тюркоязычной поэзии – Ашик Омер. Известно более 2000 его стихотворений и поэм, где наряду с романтической, присутствует социальная, философская, религиозно-мистическая (суфийская) тематика.
Гезлев – это один из значительных городов Крымского ханства. По количеству домов он уступал только Бахчисараю, являлся крупным центром торговли, в том числе работорговли.
ВОРОТА ГЕЗЛЕВА
Средневековый Гезлев имел 5 городских ворот: Портовые, Лошадиные, Белого муллы, Дровяного базара, Земляные
Лошадиные ворота назывались так потому, что были настолько узки, что пройти в них мог только пеший или всадник. Сейчас на месте этих ворот (перекресток улиц Демышева, Пионерской и Дм. Ульянова) находится композиция "Лошадиные ворота"
Ворота Дровяного базара назывались так потому, что сразу за ними начинался дровяной базар. Над колиткой этих ворот висело изображение двух грудей.
Ворота Белого муллы располагались в районе современного перекрестка Евпатории: улиц Караимской и Дм. Ульянова. Над воротами был изображен человеческий живот. Живительная вода поступала в город через Ворота Белого муллы на больших повозках в бочках.
Земляные ворота располагались в районе современного перекрестка улиц Интернациональной и Больничной и по приданию связаны существующими и поныне подземными ходами Евпатории.
Портовые ворота распологались со стороны моря. На внутренней стороне этих ворот было изображение человеческой головы с сильно удлиненным черепом.
Сегодня на месте центра средневековой работорговли находится комплекс "Крепостные ворота Гезлева». Здесь вы можете отведать вкусный кофе по-гезлевски, травяные чаи Крыма, восточные сладости. По этническому татарский интерьеру перемещаются официантки в национальных костюмах. Приятная восточная музыка и демонстрация слайдов фотографий старой и новой Евпатории.
Здесь же, на 3 этаже, находится инсталляция старого города Гезлев. Макет сделан по нескольким картам тех времен.
Ключевые теги: